История школы

История школы  с. Тураг

В селе Тураг в русле борьбы с неграмотностью в 1925 году была открыта школа крестьянской (сельской) молодёжи (срок обучения 1,5-2 года). В 1928 году она была преобразована в начальную четырёхлетнюю школу, и в этом же году был введён латинский алфавит. Обучение грамоте стало обязательным для всех неграмотных взрослых граждан. В 1930 году руководителем Турагской начальной школы был назначен житель селения Межгюль Багдаев Алиэкбер. После ухода Багдаева А., обязанности руководителя Турагской начальной школы с правом преподавания предмета исполнял его младший брат Багдаев Балакерим. Первыми выпускниками и выпускницами Турагской начальной школы были:  Агарагимов Агакши, Алиханов Эседулла, Ашурбеков Рустам,  Арзуманов Неймат, Асланбегова Герек,  Ахмедханов Шайбан, Аразов Балаага, Азизов Селим,  Адамова Минавар, Алиханов Курбан, Балагева Разья, Гаджибалаева Гюльханум, Гаджибалаева Умижиган, Гаджибекова Агаханум, Гаджимурадов Гюрият, Гамзаева Гюлюзар, Курбанова Гевхер,  Наврузов Хайрулла, Наврузбегова Айханум, Маграмов Загир,  Маданова Мерзият,  Мехтиев Калим, Нурмагомедова Сельми, Нурмагомедов Мазагай, Недуров Рамзи, Рамазанов Гаджиусман, Раджабов Нурмагомед, Рамазанов Идаят, Султанабидова Айседеф, Саидов Мустафа, Талибов Садек, Ханмагомедов Гаджимирза, Ханмагомедов Абубакар, Ханмагомедов Алихан, Шихкеримова Ханбика, Шайбанов Мирзаали, Шайбанов Эстенгер, Юсуфова Гизиль,

В 1935 году в Тураге с латинизированной письменности перешли на русский алфавит. В школе начали работать русские учителя – Алексеев (Кузарин) Григорий Ефимович, Дубровина Матрёна Григорьевна, Ведешкина Варвара Николаевна, Серебрякова Анна Мироновна, Фомин Михаил Александрович, Елена Васильевна Шагина и др. Постепенно появились и местные кадры, учителя Велибеков Шайбан, Магомедов Седретдин, Гаджикеримов Агакерим, Алиханов Эседулла, Фейтуллаев Фейтулла, Мусаев Магомед и др.

В 1966 году построено нынешнее здание школы, сборно-щитовой конструкции.

В 1973 году школа была реорганизована в Турагскую среднюю общеобразовательную школу.

Первыми окончившими Турагскую школу и поступившими в вузы были: Шихкеримов Абулмислим Ш., Гасанов Нажмутдин К., Фейтуллаев Гагабай Ф., Асланова Асли А., Гаджиризаев Гиса Г., Рамазанов Адам Р.  Первыми специалистами среднего звена были: Абукаров Атлухан, Зухрабов Гашим, Рамазанов Агаси,  Гаджиризаев Гаджириза.

На становление и развитие школы огромный вклад внесли руководители школы разных лет: Мусаев Магомед (1958-1960 гг.), Алиев Абдуриза (1960-1962 гг.), Фейтуллаев Гагабай (1962-1972 гг.), Насиров Ахмед (1972 г.), Шихкеримов Халид (1972-1979 гг.), Ашуралиев Ашурали (1979-1981 гг.), Ханалиев Тагир (1981-1983 гг.), Гюльбаев Тайкутдин (1984-1986 гг.), Саидалиев Абдулмеджид (1986-1990 гг.), Халибеков Балабек (1990-1995 гг.), Исаев Нюсрет (1995-2006 гг.). С 2006 года директором школы работает Сайдалиев Абдулмеджид.

Всю свою жизнь посвятили школе подлинные мастера педагогического труда – Агакшиев Гаджиага, Азизов Азиз, Ашуралиев Ашурали, Исаев Нюсрет, Касимов Джамис, Фейтуллаев Гагабай, Касимов Сейфуллах, Мирзаев Курбан, Мирзаев Камали, Мирзаев Алимкрет, Казимагомедов Ахмед, Джаруллаев Гибадулла, Салмаханов Магомедриза, Сефербеков Недур, Наврузбеков Алимурад, Халибеков Балабег, Гарунов Мурсали, Шихгасанова Загидат и другие.

   Сельская школа прошла путь от организованной на общественных началах и необязательной структуры до государственного образовательного учреждения. В 19 веке в умах интеллигенции прочно утвердилась мысль, что крестьянские дети нуждаются в образовании, хотя государство не считало его обязательным. После революции и гражданской войны советское государство поставило задачу всеобщего обучения. Уровень грамотности сельских жителей начал неуклонно расти. Всеобщее обучение коснулось и нашего села. Здесь действовала школа крестьянской молодёжи, изба читальня, позже появилась библиотека.Хочу такой сайт

   Трудности военного периода не смогли сломить стремление сельских жителей к образованию. Хотя необходимость помогать колхозу заставила некоторых детей забросить обучение. Однако им была предоставлена возможность вернуться на школьную скамью после войны.

   Во второй половине 20 века сельская школа модернизируется. В село приходит 10 и 11 классное обучение. Уровень культурной жизни села приближается к городскому.

 Множество людей отдали школе свои силы и сердца. Огонёк их сердец продолжает гореть в наших односельчанах. Сегодня невозможно себе представить село Тураг без школы. Наше исследование позволяет нам понять, что школа – это необходимый связующий элемент всей общественной жизни села. Она сохраняет систему общения людей различных поколений. Именно здесь дети учатся любить свою малую родину, уважать старших, бережно относится к историческому наследию. Поэтому так важно начинать воспитание юного гражданина с традиций дома, семьи, родной школы, села.

На сегодня в МКОУ «Турагская СОШ» обучаются более 200 учащихся, занятия проводятся в две смены. Несмотря на значительную отдалённость от районного центра в школе существует достаточно высокий уровень комфортности среды, позволяющий опираться на личную мотивацию ребёнка и развивать индивидуальный образовательный маршрут ученика. Ученики школы успешно реализуют свой потенциал в различных сферах деятельности (учебной, интеллектуально - познавательной, творческой, спортивной, социальной и других).  

Но нет школы без учителя.  Ведущей силой продвижения школы по лестнице успеха являются наставники учеников – педагоги школы. На сегодня в школе работают высококвалифицированные специалисты, владеющие всеми педагогическими технологиями, приёмами по обеспечению выполнения требований ФГОС. Квалификация педагогов отмечена званиями и наградами: «Почётный работник общего образования РФ», «Отличник народного просвещения». За значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности педагоги школы награждены грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации, Дагестанской республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, ОМОО «РССМ». 

   Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что эффективным делает учебно-воспитательный процесс слаженная работа всего коллектива, наличие общей духовной основы, нравственных принципов служения благому делу и осознание весомости вклада в дело просвещения.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8-964-000-86-73

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».